Дебет-Кредит № 23 :: Акт сверки

Дебет-Кредит № 23 (9.6.2014)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! архивная публикация

Эта страница содержит древнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время вероятно потеряла актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua .

Одним из факторов достоверности данных в учете предприятия является сверка остатков по основным бухгалтерским счетам. Наиболее существенными и «чувствительными» по штрафным санкциям являются счета дебиторской-кредиторской задолженности, взаиморасчеты с налоговой и Пенсионным фондом. Проанализируем наиболее важные моменты, на которые надо обратить внимание при подписании актов сверок и согласования сумм задолженностей.

суть сверки

В ст. 10 Закона о бухучете говорится, что инвентаризация активов (переплата кредиторам, территориальному органу Миндоходив по налоговым платежам и налогам, ЕСВ) и обязательств (недоимка, сумма к уплате) проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия.

Периодичность инвентаризации определяется приказом об учетной политике предприятия, но в конце года перед составлением годовой финансовой отчетности инвентаризация обовьязковою1. Часто акты сверки необходимы:

1) при проведении аудиторской проверки - для подтверждения наличия и размера дебиторской и кредиторской задолженности за товары, работы и услуги, по расчетам с бюджетом;

2) для инвесторов - чтобы сформировать мнение об инвестиционной привлекательности компании или определить цену ее приобретения (чтобы после покупки не оказалось, что против такого предприятия является иски в суд на значительные суммы, а весь товар, ОФ не оплачены поставщикам).

Однако сверка расчетов как составная часть процесса инвентаризации имеет свои особенности: для этого не создается комиссия по предприятию, а приказом назначается уполномоченное на сверку лицо, как правило, главный бухгалтер, которая, например, для сверки с налоговой должна предоставить не инвентаризационную опись, а свои данные сальдо расчетов с бюджетом по каждому налогу на дату сверки (инвентаризации), или же подписать акты сверки с контрагентами для согласования сумм дебиторской-кредиторской задолженности.

Акт сверки с территориальным органом Миндоходив

Сверка расчетов с бюджетом осуществляется по каждому отдельному налогу. По нашему мнению, акт сверки по каждому конкретному налогу стоит составлять в следующем месяце после активного движения (то есть на последнее число месяца) на счете по учету конкретного налога или сбора, для того чтобы сразу отследить, правильные показатели отражены в карточке лицевого счета с этого налога или сбора. По налогам и сборам, которые имеют наибольший удельный вес в составе оборотов по расчетам с бюджетом, можно сверяться один раз в квартал, но стоит сделать это по состоянию на 31 декабря перед составлением годовой финансовой отчетности.

Согласно п. 14 раздела II Порядка №7652 в случае устного обращения должностного лица плательщика в территориальный орган Миндоходив на основании данных интегрированной карты осуществляется сверка состояния расчетов плательщика по налогам, сборам, таможенным платежам, единственным вкладом и предоплатой за соответствующий отчетный период. Результаты такого сверки отражают в книге учета сверки состояния расчетов плательщиков (приложение 1 к Порядку №765). И только по письменному требованию плательщика сверки состояния расчетов плательщика по налогам, сборам, таможенным платежам и единственным взносом за отчетный период оформляется актом (приложение 2 к Порядку №765).

1 Согласно п. 3 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов от 11.08.94 г.. №69.

2 Порядок ведения органами Министерства доходов и сборов Украины оперативного учета налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, других платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении товаров, утвержденный приказом Миндоходив от 05.12.2013 г.. №765 .

В случае если по каким налогов и сборов учитывается переплата, налоговики состоянию на 01.01 самостоятельно проводят инвентаризацию расчетов. Результаты оформляются в виде акта о сличение остатков сумм средств предоплаты на соответствующем счете, открытом на имя ГУ Миндоходив (приложение 3 к Порядку №765). Оба экземпляра такого акта для согласования суммы остатка направляются письмом с уведомлением о вручении налогоплательщику. В течение 30 дней с даты составления акта о сличение остатков первый экземпляр, подписанный плательщиком, должен быть возвращен ГУ Миндоходив. Если же такой акт или акт с разногласиями по истечении 30-дневного срока не возвращается к налоговикам, начинается отсчет 1095-дневного срока.

Следует помнить, что выявленные расхождения (графа 3 Акта, приложение 2 к Порядку №765) между данными карточек личного учета и данными плательщика налога (сбора) является основанием для дальнейшей проверки контролирующим органом каждого налогового периода. По результатам такой проверки стороны составляют акт сверки, в котором указывают все разногласия, причины возникновения отклонений и согласовывают способы их устранения.

Порядок исправления ошибок в документах и ​​регистрах устанавливается в Порядке о документообороте на предприятии. Ошибки в учетных регистрах за прошедший отчетный период в течение года исправляют способом сторно (или корректировкой нераспределенной прибыли прошлого года). Этот способ предусматривает составление бухгалтерской справки. Бухгалтерская справка в таком случае отражает именно причины возникновения расхождений между данными налогового органа и данными налогоплательщика. Внесением этих данных в учетный регистр в месяце, в котором обнаружена ошибка, ликвидируется неправильная запись и отображается правильная сумма и корреспонденция счетов бухгалтерского учета.

По обеспечению надлежащего документооборота процесса сверки взаимных расчетов с налоговой, то в этом случае главному бухгалтеру стоит брать с собой на проверку платежные документы с отметками банка о дате списания средств со счета, собственные копии деклараций и расчетов, которые свидетельствуют о декларируемую сумму налога, договоры о рассрочки (отсрочки) налоговых обязательств (при наличии), другие подтверждающие документы.

Акт сверки с Пенсионным фондом

Ежегодно вместе с отчетом за декабрь предыдущего года предприятия подают в Пенсионный фонд акт сверки взаиморасчетов по состоянию на 31 декабря. Утвержденной формы акта нет (в разных районных ПФ страхователям могут выдавать на сверку акты по разным формам). Но так или иначе форма акта и ее заполнение чрезвычайно простими- там должно быть отражено: сальдо на начало года по счету 651, начислено взносов, оплачено взносов, задолженность на конец года, суммы платежей, срок уплаты которых еще не наступил, данные ПФ и возможные отклонения. Такая сверка проводится по собственному желанию плательщиков ЕСВ (п. 9.2 Порядка ведения органами Пенсионного фонда Украины учета поступления сумм платежей, утвержденного Постановлением ПФУ от 27.09.2010 г.. №21-2).

Акт сверки с контрагентом

По своей сути зверька взаимных расчетов с контрагентами является инвентаризацией дебиторской / кредиторской задолженности с покупателями и поставщиками. Установленной действующим законодательством формы акта сверки с контрагентами не предусмотрено, но как и любой документ на предприятии, он должен быть составлен с соблюдением основных требований, предъявляемых к первичным документам.

Если по результатам сверки расчетов выявлены расхождения, которые стороны признают и готовы исправить, то каждая сторона на основании бухгалтерских справок допроводить не показанные ранее в учете документы или восстанавливает лишние записи.

Акт сверки является письменным признанием взаимной задолженности сторон договора и при наличии правильно оформленных первичных документов дает право на взыскание задолженности в судебном порядке. На практике часто случается так, что суд может (хотя и не обязательно) принять к рассмотрению исковое заявление только с актом сверки без первичных документов. Однако в ходе судебных заседаний, как правило, требуется предоставлять копии или оригиналы первичных документов, поэтому все первичные документы предоставляются вместе сразу с актом сверки и судебным иском.

Обращаем внимание, что подписание акта сверки дает возможность восстановить срок исковой давности по согласованных сумм, а бухгалтеру - реклассифицировать задолженность по безнадежной на текущую.

Пример Предприятие Х 27 мая 2014 провело сверку взаиморасчетов с территориальным органом Миндоходив по НДС за период с 1 января 2014 до 27 мая 2014 Сальдо расчетов с бюджетом по НДС на 01.01.2014 г.. Составило 8457 грн (по данным в учете налогоплательщика - кредит счета 641 / НДС, именно эта сумма была отражена в декларации за предыдущий отчетный период), что было уплачено до предельной даты уплаты согласованного налогового обязательства по НДС за декабрь 2014 в результате сверки оказалось, что из-за технических перебоев и проведение технических работ на ервери, по данным налоговиков, в декларации по НДС за март 2014 15 апреля значится неправильная сумма ПО на 10000 грн в сторону увеличения: по данным налогоплательщика, налоговые обязательства, отраженные в декларации, составляют 5720 грн, а по данным территориального отделения Миндоходив, по лицевому счету налогоплательщика - 17720 грн (5720 + 10000 (ошибочно) + 2000 (штрафные санкции, сумма условная). Предприятие 17 апреля 2014 уплатило 5720 грн согласованного налогового обязательства. В результате допущенной ошибки предприятию начислялась пеня за якобы неполную уплату согласованного НО по НДС по итогам декларации за март. После проведения сверки между налоговым инспектором и главным бухгалтером налоговый инспектор признал ошибку и согласился отразить на лицевом счете налогоплательщика данные, указанные в декларации, и сторнировать некорректное начисление налоговых обязательств (10000 грн), штрафных санкций (2000 грн) и пени (228 грн, сумма условная). Фрагмент акта сверки, подписанный налоговым инспектором и главным бухгалтером, будет выглядеть, как показано на образце.

образец

приложение 2
Порядка ведения органами Министерства доходов и сборов Украины оперативного учета налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, других платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении товаров

(Пункт 15 раздела II)

<...>

По данным территориального органа Миндоходив, грнпо данным плательщика, грнРазногласия
(+, -) **

А В 1 2 3 Сальдо на 1 января 2014 (начало проверяемого периода) Отрицательное сальдо расчетов с бюджетом (без учета пени) - - - Неуплаченная пеня - - - Положительное сальдо расчетов с бюджетом 8457,00 8457,00 - начислен (уменьшено) сумм налоговых обязательств за период, проверяется (+, -) Основные платежи и штрафные (финансовые) санкции 17720,00 5720,00 12000,00 Пеня 228,00 - 228, 00 Доначислены (уменьшено) платежей по налоговым уведомлениям-решениям (+, -) Основные платежи и штрафные (финансовые) санкции - - - Пеня - - - Спасение (восстановлен списанных сумм) Основные платежи и штрафные (финансовые) санкции - - - Пеня - - - Уплачено (возвращено) сумм налога, сбора (обязательного платежа) (+ -) Платеж 14177,00 * 14177,00 - Вексель - - - Погашена пени - - - сальдо на 27 мая 2014 Отрицательное сальдо расчетов с бюджетом (без учета пени) - - - Неуплаченная пеня - - - Положительное сальдо расчетов с бюджетом 12228,00 - 12228,00

* 8457 + 5720 = 14177 грн.

Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор «Дебет-Кредит»

Возврат товара от покупателя   Суть дела :: Бухгалтерский учет   Сложная политическая ситуация в Украине стала еще одной причиной усиления экономического кризиса Возврат товара от покупателя
Суть дела :: Бухгалтерский учет
Сложная политическая ситуация в Украине стала еще одной причиной усиления экономического кризиса. Что, в свою очередь, приводит к риску неплатежей со стороны покупателей товаров, которые еще вчера казались надежными. Одним из решений проблем расчетов с покупателями являются пове ...

Вопросы учета запасов   № 20 (18 Вопросы учета запасов
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финанс ...

Продажа автомобиля физлицу   № 20 (18 Продажа автомобиля физлицу
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль -
основное средство - физическому лицу. Но в связи с этой операцией у бухгалтеров
возникает немало вопросов, особенно в свете постоянных изменений законодательства.
Ответы на многие вопросы ...

Похожие

Любой человек, где бы он ни находился и какой бы ни был национальности, имеет материальные ценност...
Любой человек, где бы он ни находился и какой бы ни был национальности, имеет материальные ценности. Это может быть одежда, предметы быта, техника и т.д. Так же и юридические лица, имеющие на своем балансе ТМЦ. Разница заключается в том, что если обычный человек может в любой момент испортилась или ненужную вещь просто выбросить, то организация или частный предприниматель должны ее правильно списать. Оказаться испорченные товарно-материальные ценности могут в процессе их эксплуатации