Финансовый план деятельности учреждений первичной медицинской помощи: введение, реализация, отчетность

  1. нормативное регулирование
  2. Финансовый план
  3. Финансовый план и смету
  4. Разработка финансового плана
  5. Сроки разработки и внесения изменений
  6. Форма финансового плана
  7. Отчет о выполнении
  8. обнародование отчетности
  9. ответственность
  10. Часто задаваемые вопросы

Резюме. Планирование собственной деятельности для учреждений первичной медицинской помощи как потребность возникло в результате изменения формы хозяйствования с бюджетных учреждений на коммунальные некоммерческие предприятия. Как применять новые правила планирования? Как использовать средства, которые будут получать предприятие? Какие особенности отчетности? Предлагаем ознакомиться с ответами на эти и другие касающиеся вопросы, возникающие у менеджеров здравоохранения в условиях медицинской реформы.

Напомним   , Ранее наше издание предложило читателям рассмотреть тему финансирования учреждений первичной медицинской помощи (ПМП) в форме коммунальных некоммерческих предприятий (КНП) по новому принципу и порядком медицинского обслуживания населения на первичном звене Напомним , Ранее наше издание предложило читателям рассмотреть тему финансирования учреждений первичной медицинской помощи (ПМП) в форме коммунальных некоммерческих предприятий (КНП) по новому принципу и порядком медицинского обслуживания населения на первичном звене. Обсуждению этих вопросов была посвящена отдельная сессия тренинга «Финансово-экономические и юридические основы хозяйствования поставщика первичной медицинской помощи», который состоялся 28-30 августа 2018 в городе Днепре. Мы продолжаем освещать подробности тренинга, в частности, часть, которая касалась правового регулирования планирования деятельности учреждений здравоохранения в форме КНП. Профессиональные разъяснения предоставляла Елена Хитрова, ассоциированный партнер Юридической компании «ILF», консультант Проекта USAID «Реформа ВИЧ-услуг в действии».

нормативное регулирование

Как известно, регулирование деятельности учреждений ПТД в реорганизации в КНП осуществлялось согласно бюджетному кодексу. Но после соответствующего преобразования происходит переход таких заведений в сферу регулирования законодательства и приобретения ими статуса субъектов хозяйствования. Однако заведения ПМД все же принадлежат к коммунальной собственности территориальной общины, поэтому их деятельность имеет определенные ограничения и особенности.

Финансовый план

В Хозяйственном кодексе Украины (ГКУ) указано, что особенности хозяйственной деятельности коммунальных предприятий определяются в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом о деятельности государственных коммерческих или казенных предприятий, а также других требований, предусмотренных законодательством (ч. 10 ст. 78 ХКУ). Другие особенности деятельности казенных предприятий определяются этим Кодексом, законодательством о государственных предприятиях и другими законодательными актами (ч. 9 ст. 77 ХКУ). В частности, в ч. 1 ст. 75 ГКУ указано, что государственное коммерческое предприятие обязано составлять и выполнять финансовый отчет (годовой и с поквартальной разбивкой) на каждый следующий год. Порядок распределения и использования прибыли (дохода) казенного предприятия определяется финансовым планом, который утверждается в порядке, установленном ст. 75 ХКУ для государственных коммерческих предприятий (ч. 8 ст. 77 ХКУ).

Финансовый план - основной документ, в соответствии с содержанием которого коммунальное предприятие получает доходы и осуществляет расходы, определяет объем и направление средств для выполнения определенных уставом функций в течение года. Финансовый план также обеспечивает механизм согласования расходов с Владельцем. Поскольку реорганизованы центры ПТД относятся к коммунального сектора экономики, то, несмотря на полученный статус субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством Владелец должен контролировать направления расходов. Таким образом, финансовый план, с одной стороны, служит инструментом контроля, а с другой - обеспечивает легализацию запланированных расходов предприятия при условии, что расходы учтены в этом плане и согласованы с Владельцем. В вопросах налогообложения финансовый план является обоснованием соответствия расходов в уставной деятельности и залогом сохранения статуса неприбыльности .

Финансовый план и смету

При составлении финансового плана нельзя опираться на опыт работы со сметами, учитывая принципиальные различия этих документов. Например, размер доходной части сметы определяется объемом средств, поступающих из бюджета, а планирование расходов осуществляется в соответствии с полученным объема финансирования. В большинстве случаев смета составляется только на бюджетные средства (например медицинскую субвенцию), а поступления в специальный счета и другое он не учитывает. Финансовый план, в отличие от этого, предусматривает планирование поступлений из разных источников, поскольку это общий документ о всех доходах предприятия. В свою очередь, чтобы спланировать расходы КНП, руководители учреждений ПТД должны учитывать годовое количество подписанных деклараций о выборе врача и все другие возможные поступления.

Еще одно отличие финансового плана состоит в том, что его доходная часть не обязательно должна равняться расходам. Напротив, меньше прибыль уровень расходов является положительным явлением для предприятия, поскольку остатки средств можно направить в резервный или инвестиционного фонда и использовать в дальнейшей деятельности. Иными словами, в финансовом плане расходы = потребности + доход, причем расходы планируются, исходя из потребностей. К примеру, если заведения ПМД необходимо приобрести определенное оборудование и размер расходов позволяет это сделать, то соответствующие расходы следует спланировать и включить в финансовый план КНП. Подобным образом, если предприятие планирует получить дополнительный доход за счет закупки и эксплуатации нового оборудования, предварительно это должно быть заложено в финансовом плане.

Финансовый план имеет определенные индикаторы, с помощью которых Владелец имеет возможность контролировать деятельность предприятия / проверять выполнение финансового плана. Каждый Владелец может самостоятельно устанавливать такие индикаторы, исходя из собственного финансового состояния (например по расходной или доходной части или по уменьшению каких расходов по отдельным частям). Изменения в финансовом плане можно осуществлять по упрощенной процедуре, которую предварительно необходимо согласовать с Владельцем.

Разработка финансового плана

В ч. 1 ст. 24 ГКУ указано, что «Управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных общин и органов местного самоуправления в отношении субъектов хозяйствования, относящихся к коммунальному сектору экономики». То есть Владелец (орган местного самоуправления) непосредственно осуществляет управление теми коммунальными предприятиями, которые являются его собственностью. Разработка финансового плана и порядка отчетности по его выполнению также относятся к полномочиям Владельца. Но в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Владелец может делегировать исполнительному органу функции утверждения и контроля выполнения финансового плана. На это законодательных ограничений нет.

Итак, порядок разработки, утверждения и выполнения финансового плана могут быть определены решением Владельца или соответствующего совета и действовать в рамках территориальной громады. Поскольку для медицинских учреждений не все статьи типового положения для коммунальных предприятий и сроки выполнения мероприятий финансового плана актуальны, они могут быть изменены решением Владельца или соответствующего совета (например о порядке и частоты изменений в финансовый план). В тех заведениях ПТД, которые активно осуществляют подписную кампанию будет расти как доходная, так и расходная часть . В этом случае для соблюдения финансового плана возрастает необходимость в изменениях к нему.

Небольшие общины иногда не имеют отдельного действующего положения о порядке разработки и утверждения финансового плана, но он может быть включен в устав коммунального предприятия. В таких положениях устава отмечают, какую информацию должна содержать финансовый план и какие индикаторы контроля к нему применяются. Дополнительным пунктом можно определить, кто должен утверждать изменения в такого финансового плана (управление здравоохранения, управление плановой экономики, заместитель по соответствующим вопросам в органах исполнительной власти или др.) В зависимости от решения Владельца. Если все вышесказанное будет указано в уставе коммунального предприятия, то Владелец получит возможность создать порядок планирования деятельности предприятия с высоким уровнем соответствии с действующим законодательством.

В случае отсутствия отдельного положения о порядке разработки и утверждения финансового плана и соответствующего определения в уставе предприятия - необходимо руководствоваться Приказом Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины от 02.03.2015 г.. № 205 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и контроля выполнения финансового плана субъекта хозяйствования государственного сектора экономики ». Указанный Приказ регулирует деятельность государственных коммерческих и казенных предприятий, поэтому предложенная в нем форма финансового плана достаточно объемная, а информация, которую она содержит, не всегда нужна и актуальна для медицинского учреждения. «В целом планирование деятельности по этим приказом может создать проблемы, связанные с необходимостью совершения дополнительных действий как в процессе составления финансового плана, так и во время отчета о его выполнении», - отметила А. Хитрова.

Сроки разработки и внесения изменений

Согласно ГКУ годовой финансовый план предприятия утверждается до 1 сентября года, предшествующего плановому. Порядок разработки утверждении финансового плана устанавливает Владелец. Обычно до 1 июня необходимо подать проект финансового плана в уполномоченный орган / соответствующего совета (возможно, комиссии, если это указано в уставе) или определено Владельцем. После рассмотрения и возможного доработку проект передается на утверждение Владельцу, соответствующей рады или уполномоченному исполнительному органу. После утверждения финансовый план считается согласованным и действующим. Законодательством запрещено внесении изменений в финансовый план за прошлые периоды. То есть, если определенные изменения необходимо сделать в январе, то спланировать и внести их необходимо до января. С этой точки зрения индивидуальный порядок внесения изменений в финансовый план для медицинского учреждения удобнее, поскольку можно увеличить количество раз изменений в течение года. Так, осуществляя планирование по приказу МЭРТ № 205, вносить изменения можно только 3 раза - 1 раз в финансовый план на следующий год и 2 раза в течение текущего. В отличие от этого, есть примеры медицинских учреждений, согласовали с Владельцем возможность вносить изменения в финансовый план до 10 раз в течение года выполнения. Внесение изменений может происходить по решению Собственника или уполномоченного органа - как решит Владелец.

Форма финансового плана

Самая распространенная форма финансового плана состоит из нескольких разделов о:

  • ожидаемые доходы с поквартальной указанием их объема и распределением по источникам поступления (например доходы по договору с НСЗУ , Доходы по местной программе, от аренды имущества, от оказания платных услуг и т.п.);
  • ожидаемые расходы, на которые будет потрачено доход постатейно (заработная плата, расходные материалы, капитальные расходы, закупка оборудования), с детализацией информации (например заработная плата медицинского персонала, административно-хозяйственного персонала, руководителей и т.д.) или без нее, зависит от решения владельца;
  • финансовые результаты деятельности: валовой доход, результат от операционной деятельности, финансовый результат от деятельности (прибыль или убыток), который определяется соотношением доходов и расходов;
  • обязательные платежи КНП в бюджет (включается в финансовый план по требованию Владельца для удобства формирования местного бюджета; показывает, дополнительные налоги с доходной части должен уплатить КНП)
  • индикаторы и коэффициенты для анализа финансового плана и отчета о его исполнении, с помощью которых Собственник отслеживать деятельность КНП.

Отчет о выполнении

Сначала отчет о выполнении финансового плана необходимо подать Владельцу или определенном уполномоченному органу. Формы отчета у предприятий могут различаться и иметь собственный вид. Если уставом урегулирован порядок разработки и утверждения финансового плана, то в уставе целесообразно отметить, что отчет о выполнении финансового плана должно отражать достижения определенных индикаторов, данные о доходной и расходной части общей суммы или другие показатели, необходимые для Владельца. Ежеквартально отчетность подается уполномоченному органу, а годовая (отчет о выполнении финансового плана) - уполномоченному органу и владельцу. Соответствующий совет может провести сессию по рассмотрению отчета о выполнении финансового плана. В обоих случаях владелец может обязать осуществить обнародования отчетов в порядке и через источники, указанные в решении Владельца. По решению Владельца может быть проведена аудиторская проверка такой отчетности, но обязательной законодательного требования не существует.

обнародование отчетности

Учреждения ПТД в форме КНП, несмотря на получение статуса субъекта хозяйствования, все же относятся к сектору коммунальной экономики, на который распространяется Закон Украины «Об открытости использования публичных средств». В соответствии с положениями этого закона, учреждения ПТД обязаны обнародовать информацию о своей деятельности как коммунальные предприятия. Обнародование отчетов, о которых говорилось в предыдущем разделе, осуществляется на странице КНП, или на официальном сайте соответствующего подразделения органа местного самоуправления, осуществляющего функции управления предприятием. Сроки и порядок обнародования определяются решением соответствующего местного совета. На сайте КНП согласно законодательству должно содержаться следующая информация:

  • цели предприятия;
  • квартальная, годовая финансовая отчетность;
  • аудиторские заключения (если проводилась проверка)
  • Устав КНП;
  • биографическая справка руководителя;
  • годовые отчеты руководителя;
  • информация об операциях и обязательства КНП, возникающих в результате государственно-частного партнерства;
  • другое.

ответственность

За составление и выполнение финансового плана отвечает руководитель предприятия. Несоблюдение размеров расходной части или нарушение сроков представления изменений влечет за собой дисциплинарную и даже уголовную ответственность за халатность (например, если расходная часть изменилась в разы, что не было согласовано с Владельцем). Учреждения ПМД после реорганизации в КНП являются субъектами хозяйствования. Но даже после перехода на финансирование по договору с НСЗУ они остаются в коммунальной собственности и должны согласовывать с Владельцем расходования полученных средств. Изменение доходной части в сторону увеличения является положительным показателем, но противоположная ситуация расценивается как служебная халатность и невыполнение финансового плана.

Часто задаваемые вопросы

Как перейти из сметы на финансовый план?

Решение о переходе на финансовый план принимает Владелец, но заведение ПТД может инициировать рассмотрение такого решения. В некоторых общинах действуют коммунальные предприятия при отсутствии порядка разработки финансового плана. Однако в интересах предприятия принять и утвердить финансовый план, поскольку от этого, во-первых, зависит безопасность хозяйственной деятельности КНП, а во-вторых - финансовый план упрощает сотрудничество с органами местного самоуправления.

Как регулировать деятельность в период отсутствия финансового плана?

Процесс разработки и принятия финансового плана требует определенного времени. Необходимо выработать единое видение в этом вопросе как руководства предприятия, так и Владельца, определиться, что должно быть указано в финансовом плане и как его утверждать. К тому времени целесообразно подавать на согласование с Владельцем, по крайней мере, общие суммы по доходной и расходной частями. Собственник имеет право владеть информацией, доход планирует получить предприятие, и по каким направлениям этот доход будет распределен. Общая рекомендация в ситуации отсутствия финансового плана - ускорить его создание и представление на согласование с Владельцем и осуществлять контроль разрешенных расходов в соответствии с Постановлением КМУ от 03.10.2012 г.. № 899.

Нужно обнародовать финансовый план?

Собственно финансовый план не подлежит обязательному обнародованию. Зато публикуется отчет о его выполнении и отчет о финансовой деятельности предприятия.

Вопрос одновременного финансирования из нескольких источников

Законодательством разрешается получать финансирование КНП одновременно с нескольких источников, следует отметить в финансовом плане. Поступление средств из дополнительного источника может быть начато в межсессионный период, для чего необходимо внести изменения в финансовый план.

программа «Доступные лекарства»

В соответствии с Постановлением КМУ от 17.03.2017 г .. № 152 «Об обеспечении доступности лекарственных средств» договоры в возмещении стоимости лекарственных средств заключаются между распорядителем бюджетных средств и субъектами хозяйствования. Для обеспечения программы «доступные лекарства» аптечные учреждения могут напрямую заключать договоры с распорядителями бюджетных средств. Но многие медицинские учреждения уже заключали договоры с аптечными учреждениями и были распорядителями средств по программе «доступные лекарства». С изменением формы хозяйствования этот механизм прекращает свое действие. Перемещение финансов по существующим договорам контролирует Государственная казначейская служба Украины и блокирует перечисление средств вновь КНП. Выходом из этой ситуации может быть подписание дополнительного, трехстороннего соглашения с указанием замены сторон обязательства между аптечным учреждением, органом-распорядителем бюджетных средств и медицинским учреждением. Таким образом возмещения стоимости лекарственных средств осуществлять распорядитель бюджетных средств. Дополнительным соглашением можно решить проблему погашения существующей задолженности перед аптечными учреждениями, отметив ее объем и период образования.

Управление финансовой деятельностью

Финансовый план позволяет управлять как доходной, так и выдающейся его частями. Если заведение ПТД не подписывает запланированного количества деклараций о выборе врача, то руководитель может найти способы влияния на рост этого показателя. Если же уровень подписания останется низким, то необходимо соответствующим образом уменьшить расходную часть финансового плана. Если же расходная часть будет превышать доходную, то содержание учреждения будет осуществляться за счет органов местного самоуправления. Других источников поступлений или процедуры банкротства для КНП не предусмотрено законодательством. Зато Владелец должен решить вопрос путем увеличения финансирования, а при необходимости рассмотреть вопрос соответствия занимаемой должности руководителя учреждения ПТД. «Поймите, пассивной позиции больше не будет! Вы вышли на рынок, где необходимо привлекать новых пациентов и продавать медицинские услуги », - отметила А. Хитрова.

Вопрос коммунальных платежей и арендной платы

Возмещение расходов за коммунальные платежи и энергоносители продлится только до конца 2019 С 2020 запланировано задействовать другую норму бюджетного кодекса, по которой органы местного самоуправления должны закупать медицинские услуги для финансирования коммунальных услуг и энергоносителей. Порядок выполнения этой нормы будет известен примерно в середине 2019, но понятно, что дополнительным источником доходной части заведений ПТД станет договор с органом местного самоуправления на закупку медицинских услуг, не входящих в гарантированного перечня ПТД. К ним относятся, например, вакцинация населения от гриппа вне календаря прививки, физиотерапия, дневной стационар и тому подобное. То есть услуги, которые сейчас входят в различных программ, позже могут быть перенесены в указанный договор с органами местной власти. В соответствии с законодательством тарифы на коммунальные услуги и энергоносители утверждает община, которая может установить льготы на их оплату для определенных слоев рынка или юридических лиц.

Община своим решением вправе установить льготу или внести изменения в методику расчета арендной платы на объектах коммунальной собственности. Если раньше для бюджетных учреждений льготная аренда была установлена ​​на уровне 1 грн. / Год, то в новом решении можно добавить к этому тексту также «коммунальные предприятия, оказывающие медицинские услуги по договору с НСЗУ», или, например, установить коэффициент расчета стоимости арендной платы на уровне 0,01 или 0,10: как решит соответствующий совет. Руководство КНП должен объяснить Владельцу, что установление льготной аренды позволит уменьшить расходную часть финансового плана.

Вопрос вновь заведений ПМД

Если в определенном населенном пункте создается заведение ПТД, то местные органы власти должны обратиться в соответствующую районную совета, в бюджет которой ранее поступала медицинская субвенция. КНП может осуществлять необходимые выплаты из средств, полученных от НСЗУ, но главным условием при этом остается своевременное предоставление медицинских услуг в полном объеме.

В следующей публикации по материалам тренинга будут рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета и отчетности учреждений ПТД в форме КНП.

Александр Гузий,
фото автора

Как применять новые правила планирования?
Как использовать средства, которые будут получать предприятие?
Какие особенности отчетности?
Как регулировать деятельность в период отсутствия финансового плана?